Первое впечатление.
Интересно отметили День музыки в Российской академии музыки имени Гне-синых. В Концертном зале состоялся бенефис гобоиста Ивана Паисова, выступившего с очередной программой цикла «Четыре века гобойного концерта» Проект существует четвертый год, и, листая предыдущие программки, не перестаешь удивляться энтузиазму его автора. Иван Паисов с увлечением первооткрывателя демонстрирует, сколь богат мир гобойной музыки — даже в отдельно взятом жанре концерта для гобоя с оркестром. Впрочем, тут артист немножко хитрит: в орбиту его внимания попадают смежные опусы: и пьесы (например, «Последняя колыбельная» для гобоя с оркестром Татьяны Чудовой, «Гиперборея» — пастораль Павла Маркелова), и сочинения, где гобой выступает в ансамбле с другими инструментами (Двойной концерт для гобоя, скрипки и струнных И.СБаха).
В программе этого года Иван Паисов поставил перед собой и вовсе грандиозную задачу: сыграть на нескольких инструментах гобойного семейства, выступив таким вот многофункциональным артистом, как бывало, скажем, в эпоху Баха и Телемана. Вечер открыл Концерт Баха для гобоя д’амур и струнных, в медленной части которого можно было в полной мере оценить, за что этот представитель гобойного семейства получил свое имя — гобой любви. Иван Паисов продемонстрировал сладость и «аморозность» тембра этого редкого инструмента, трепетность звучания. Здесь проявилось и другое ценное качество артиста — умение выстроить длинную фразу, вести «бесконечную» мелодию, быть содержательным в медленной, «несобытийной» музыке.
«Любовную» тематику продолжил следующий номер — Концертная фантазия Донато Ловрельо на темы из оперы «Норма» Беллини. Здесь вместе с Паисовым в дуэте выступил кларнетист Вячеслав Ка-расев, и ансамбль у них удался на славу. В этой Фантазии много чисто виртуозных мест, где требуется идеальное чувство ритма и умение «дышать вместе» а в лирических моментах солисты так приспосабливались друг к другу тембрально, что их ансамбль стал «дуэтом согласия»
Интересы Ивана Паисова обращены не только к проверенной классике, но и в сегодняшний день, к творчеству современных композиторов — редкая черта у нынешних исполнителей. Впрочем, тут, несомненно, влияние оказали личные факторы: Иван вырос в семье известного композитора Татьяны Чудовой, а его учитель, знаменитый Иван Федорович Пу-шечников, много сил отдал пропаганде современного гобойного репертуара. Так что деятельность Паисова — естественное продолжение хороших традиций.
Три автора помогли составить представление о разных направлениях в музыке XX века. Камерный концерт Артюра Онеггера для флейты, английского рожка и струнных был создан в 1948 году на волне неоклассицизма. В отличие от Хинде-мита, музыка Онеггера не теряет связи с песенными истоками и звучит мягче и гармоничнее, хотя сложных полифонических сплетений и ритмических подвохов тут хватает. Здесь к Ивану Паисову, сменившему гобой на английский рожок, присоединилась молодая флейтистка Наталья Жукова. И вновь отметим отличный ансамбль солистов, единый драйв в быстрых частях и высокого градуса экспрессию в Анданте. Возможно, такая гибкость и коммуникативность выработались у Ивана Паисова благодаря многолетней работе в оркестре Большого театра — в следующем году он отметит 20-ле-тие своей деятельности в главном театре страны.
Концерт для гобоя и струнных Давида Кривицкого получил у Ивана Паисова второе рождение. Очень красивое, поэтичное сочинение в неоромантическом ключе при жизни композитора исполнялось единожды, почти четверть века назад. !обою автор поручил лидирующую роль — много речитативных монологов, сольных каденционных построений, приводящих к протяженным темам, где автор объясняется в любви ко всему сущему. Музыка ДКривицкого позволила солисту проявить и темперамент, и музыкантскую тонкость: в лирических кульминациях казалось, что слушатели вместе с музыкантами воспаряют к небесам.
Завершил эту уникальную программу Концерт «Вспоминая Орфея» латвийского композитора Георгса Пелециса. Это уже опус XXI века, созданный в 2004 году, в рамках направления минимализма. Впрочем, сам сюжет об Орфее — его путь с Эвридикой из царства Аида, Плач Орфея, Вакханалия-довольно естественно «укладывается» в прокрустово ложе остинатных периодов. Немного однообразную партитуру Иван Паисов постарался максимально очеловечить, наполнить реальными эмоциями — голос гобоя печалится об Эвридике в бесконечно долгом горестном монологе.
Постоянным партнером и единомышленником солиста в этом проекте являются оркестр «Cantus firmus» и его руководитель, дирижер Александр Хургин, который бесстрашно погружается во все эти разные и сложные партитуры. Чувствуется, что оркестранты под его управлением легко ориентируются в музыкальном языке современных композиторов, играют увлеченно, за что можно простить некоторые инструментальные погрешности. Впрочем, такие программы требуют хорошей обкатки, что в наших реалиях без спонсорской поддержки фактически невозможно. Приходится констатировать, что труд огромный, но, к сожалению, на один раз — хорошо, что в публике можно было увидеть коллег-гобоистов, которые, возможно, заинтересуются новинками репертуара. Думается, что, кроме несомненного эстетического удовольствия от услышанной программы, тут важен и нравственный урок — преданности своему делу и потребности в просветительстве, которые продемонстрировали Иван Паисов и Александр Хургин с «Cantus firmus» «Я собираюсь сыграть все существующие произведения для гобоя с оркестром, — заявил после концерта Иван. — И буду просить композиторов создавать для меня новые партитуры».
Михаил ПЕРОВ