фортепианная музыка в звукописи.
(Выпуск 9 — Давид Кривицкий. Концертные этюды и фантазии)
В мире компакт-дисков, казалось, уже ничто не может удивить. И все же.
На прилавках с музыкальными изданиями появились небывалые ранее CD. Будто для того, наверное, чтобы удивлять. Уже несколько лет назад была замечена серия альбомов под общим названием «Два века фортепианного этюда. Антология XVIII-XXв.в.». Она получила немало отзывов прессы и видных музыкантов. Привлекает прежде всего размах охвата истории этюдного жанра – от И.С.Баха, М.Клементи и М.Шимановской до К.-Ш.Сорабджи, Д.Кривицкого и Н.Капустина.
На нашей памяти, пожалуй, не найдется профессионального пианиста, взявшегося одновременно решить две задачи. Первая — показать в одном проекте звучащую историю жанра фортепианного этюда. Вторая задача – ознакомить с современными электронными роялями в их краткой исторической ретроспективе. В мире звукозаписи аналога российскому проекту Антологии этюдов нет.
Цифровой рояль не так давно вошел в нашу жизнь, чаще всего в виде пианино. И здесь тот же удивляющий нас парадокс XХI века: рояль в корпусе пианино (?!). Но мало кто, в сущности, представляет себе художественные возможности нового инструмента, в особенности, музыкально-электронные технологии последних лет.
Студия цифрового фортепиано PDS (Piano Digital Studio), представившая этот уникальный проект, существует около двадцати лет. Ее основатель пианист, выпускник Московской консерватории проф. Константин Цатурян исследует новые рояли. Профессор уверен, что цифровой клавир будто специально создан для записи фортепианных произведений, а не только для тихой домашней игры на нем.
Уже вышло несколько выпусков этой серии. Они узнаваемы по серийному дизайну альбомов. Многостраничные буклеты солидно выглядят, изданы в виде книжек с несколькими дисками, содержат интересную информацию. Сам исполнитель во всех своих альбомах, в различных журналах увлеченно рассказывает о новом инструментарии, об исполняемых произведениях. Все издания иллюстрированы цветными и черно-белыми фотографиями. В каждом альбоме указываются предыдущие и последующие выпуски. Упоминаются рояли, на которых записаны целиком авторские сборники.
Очередной Девятый выпуск Антологии посвящен памяти московского композитора Давида Кривицкого (1937-2010).
Вот уже полвека музыка Кривицкого звучит на концертах и дисках, по радио и телевидению. Ее играли выдающиеся солисты и дирижеры. Его музыка сопровождала яркие театральные и телевизионные спектакли, фильмы с именитыми советскими артистами. Плодовитый автор оставил нам огромное наследие — более двух тысяч сочинений в самых разных жанрах, для многих сольных инструментов, от виоль д`амур и фортепиано до баяна и балалайки.
Цикл «Шесть концертных этюдов» композитора представлен на новейшем виртуальном цифровом рояле «Pianoteq» с его неповторимым футуристическим звучанием. Это детище французской фирмы Modartt (г.Тулуза, версия 2013 года) получившее всемирное признание. Особо отмечен «Pianoteq» пианистами высшей лиги. Легендарный интерпретатор Альфред Брендль, один из плодовитых студийных пианистов Австрии, с восторгом отзывается об этом электронном фортепиано и его фантастических возможностях.
Этюды Кривицкого отличает своеобразная техника композиции, уникальный внутренний образный мир – мир глубинных неосознаваемых состояний человека. Быть может, именно эта особенность оказалась интересной, неожиданной для пианиста. Можно лишь предположить, что этот «вызов» новой музыки определил его выбор. В статьях самого исполнителя, в его заметках к диску читаем: «Очень трудно найти им аналогию во всей истории развития этюдного жанра — от Клементи, Шопена, Листа, Шумана в XIX веке до Рахманинова, Скрябина, Прокофьева, К.Шимановского, Бартока в ХХ столетии. Мы не найдем аналогии миниатюрам Кривицкого и в этюдах нашего времени — Н.Капустина, Кейджа, Юн Исана, Лигети, Сорабжи». Произведения перечисленных авторов также входят полными собраниями в обширный список Антологии этюда.
Миниатюры Кривицкого являют оригинальное звуковое пространство и потаенный смысл музыки. Они непросты для исполнения на обычном рояле. Слушая исполнение на цифровом рояле, можно почувствовать фантазийный облик звучания и краски нюансов исполнения в широком динамическом диапазоне. Хотя привычные для нас оценки зачастую вторгаются в работу слушателя, создают помехи восприятию «с первого раза». Новизна музыки плюс инновации электронного инструмента – не слишком ли серьезное сочетание для одноразового прослушивания? Ответ прост: это испытание воли и привычек. Ведь для компетентного слушателя привычно «расслабленное» эмоционально-интеллектуальное восприятие. Но в новой ситуации предполагается более глубокое, встречное, творческое участие слушателя. Музыка Кривицкого дает большой простор для внимающей ей фантазии.
Меня «зацепили» две миниатюры, с которых можно было бы начать такую слушательскую работу.
Этюд «Тишина» (Silenzio) – это, действительно, маленький эзотерический шедевр. Он скорее выражает, чем изображает тишину. И тишина ли то, что выражается электронными звуками. Может показалось, что пианист пользуется забытым приемом — атакой одиночного звука на пианиссимо. Скажем прямо – редкая и сложная техника, трудно достижимая на обычном фортепиано. А тут, в звукописи, на одной ноте мы слышим изменения, подобные мерцанию и вспышке. Возникает явный образ внутреннего беспокойства, когда совершаются мгновенные переходы в противоположные по знаку эмоциональные состояния. Атака звука на ppp – тонкое акустическое явление. И вдумчивый пианист использует его как художественное средство «сономузыки». В свое время это делал авангардист Джон Кейдж. При этом имени у многих может возникнуть ассоциация с иной тишиной, с его известным перформансом под названием «4`33«». И возникнет, надо сказать, совсем не к месту. Потому что, зачем в наши дни изобретать «сонорояль», препарируя обычный «Стейнвей», когда сегодня есть целая «фабрика» разных фортепиано под названием «Pianoteq».
Вторая миниатюра-шедевр, захватившая мое внимание, называется «Маленькая фантазия с нидерландской темой». Сочинение это необыкновенно лирично и классично. Выполнено с необычной, захватывающей драматургией. Слушатель, помещенный с самого начала в глубины подсознательного, внезапно слышит поднимающуюся из этих глубин чудесную мелодию — Его мелодию, которая столь же неожиданно пропадает, как и появляется. Так же внезапно, как мысль, как чувство, как желание, из океанских глубин подсознания возникает еще более яркая, эротически грациозная Её мелодия, символ молодой звезды на небосклоне. И Ей не суждено долго светить. Завершается череда устремлений вечной темой — темой грустной нидерландской песни. Красочность и тембровое разнообразие звучания заставляют вновь и вновь возвращаться к пьесе. Пианист выстроил эту фантазию с изумительной явью и тонким звуковым реализмом.
Рассказывают, что миниатюра с интересом была встречена на Фортепианном конкурсе в Саратове, где ее исполнитель получил Гран при. Председатель жюри, проф. В.Носина (Академия им.Гнесиных) дала свой комментарий в буклете CD-альбома: «Эта пьеса – исповедь прекрасной страждущей души… Она говорит языком человеческого сердца о предчувствиях и сомнениях, о безмерном восторге и трагическом сломе, о хрупкой чистоте и беспечальности нездешнего мира… Несмотря на лаконичную форму, пьеса масштабна, ибо композитору открыты множественные миры бытия. Тончайшая психологическая жизнь этой прекрасной музыки, удивительная искренность интонаций созвучны каждому слушателю. Я сама не ожидала, что успех пьесы будет столь бесспорен, и она станет неизменно вызывать восторженную реакцию публики».
Не могу не упомянуть старинный жанр «музыкального приношения» в работах Кривицкого. Композитор обращался к нему довольно часто, создав целую галерею портретов современников. Одно из таких приношений — «Импровизация на тему телефонного номера». Оно также воплощено на диске. «В данном случае это музыкально зашифрованный номер домашнего телефона моего друга Юрия Николаевича Холопова, — поясняет композитор в буклете. — Пьеса — своеобразный портрет, где телефонный номер лишь повод напомнить о приверженности Холопова к строгой рационализации в анализе музыки, о его интересе к авангарду ХХ века».
Современный «альтернативный пианист» (так называет себя исполнитель диска) начинает воссоздание нотированной музыки с разработки «индивидуального проекта». В его основе электронный звуковой материал в виде «палитры звуков», создание на ее основе «своего рояля», а также выработка «особой техники игры» на цифровой клавиатуре. Придуманный пианистом звук задает формообразование «исполнительского текста». И тогда мы имеем не звукозапись исполнения, а звукопись. Такая работа ассоциируется у него со светописью в фотографии или с творчеством живописца за мольбертом с палитрой готовых красок.
Основная идея авторской Студии цифрового фортепиано – это путь сопряжения современных высоких технологий и интерпретации фортепианного произведения, воплощенного в звукописи. Вот почему в новом веке придется говорить не только о звукозаписи, но и о звукописи!
О цифровом рояле можно говорить разное. Он может нравиться или не нравиться. Его можно понимать или не воспринимать, впрочем, как и обычный рояль. Одно бесспорно: Константин Цатурян берется за сложные профессиональные проекты. Ему выпало непростое время, когда электронное фортепиано переживает самый трудный период становления. Пианист работает, в общем-то, на малоизвестном, глубоко не освоенном нами современном инструменте. И делает это с энтузиазмом подлинного профессионала — пионера своего дела.
Наталья Щербинина, член СК России,
член Союза журналистов РФ
Two Centuries of Piano Etudes. Vol.9 Два века фортепианного этюда. Антология XVIII—XXв.в. Вып. 9. Давид Кривицкий. Концертные этюды и фантазии. Innovation Technologies, PDS, PE-CD022. Kostya Tsatour, Digital Grand Piano — Pianoteq 5.01 (Modartt, 2013). TT:38:05. Буклет 30 страниц на англ., рус.яз.